Реализация комплекса поставленных задач по повышению эффективности использования имущественного потенциала города Ставрополя в немалой степени призван способствовать муниципальный земельный контроль, который должен исключить использование земельных участков не по целевому назначению, а также самовольное занятие земельных участков или их использование без оформления соответствующих документов, устанавливающих право на землю.
В свою очередь, муниципальный земельный контроль направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам использования земель. Целью муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельных участков и земель в целом.
Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления муниципального земельного контроля, а также при обследовании земельных участков в рамках деятельности комитета.
Целью профилактической работы является обеспечение прозрачности деятельности комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя области при осуществлении муниципального земельного контроля, что в свою очередь должно способствовать предупреждению нарушений, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению требований законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, а также создать мотивацию к добросовестному поведению участников земельно-правовых отношений.
Следует обратить внимание, что, согласно положениям пункта 1 статьи 74 Земельного Кодекса Российской Федерации, за земельные правонарушения лица, виновные в совершении данных правонарушений, несут не только административную, но и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Насколько же оправдано и целесообразно использовать земельные участки в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и нормативно-правовыми актами?
Согласно статистическим данным отдела муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя типичными нарушениями, являются:
1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (10,0 % от выявленных нарушений).
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
2. Использование земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (удостоверяющих право) документов на землю (61,0% от выявленных нарушений).
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон №218-ФЗ).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ). Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ (п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ).
3. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом его разрешенного использования (38,0 % от выявленных нарушений).
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В целях профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства рекомендуем собственникам и арендаторам земельных участков во избежание административного штрафа использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, а также оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки.
Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2020 год
Мониторинг эффективности муниципального земельного контроля на территории города Ставрополя
По сравнению с показателями за предшествующий год эффективность муниципального земельного контроля за отчетный период снизилась на 11,4%. Причиной снижения указанного показателя послужило отсутствие возможности проведения в 2020 году плановых выездных проверок.
Информация о результатах обследования территории города Ставрополя за период 2019 года